четверг, 15 декабря 2011 г.

История и развитие ЗИС-5.

Start Up



  Самый надежный грузовик военных лет. Даже в самых жутких дорожных условиях у него редко что ломалось, выходило из строя. Эту нехитрую по устройству машину из четырех с половиной тысяч деталей можно было разобрать и отремонтировать без сложного инструмента.
- Застучал двигатель – вместо выплавившегося баббита зажмешь шатунной крышкой кусок брючного ремня, и - трогай дальше! Сотню-другую километров уж проедешь. – вспоминали ветераны.


 Надежный и выносливый двигатель легко запускался в холодную погоду, работал на самом скверном бензине, был очень тяговитым. С хорошо отрегулированным мотором на первой передаче удавалось ползти со скоростью 6-7 км/ час.
- У него же макушка крутящего момента всего при тысяче оборотов была. Трактор, а не автомобиль!


  Великолепные тяговые качества у ЗИС-5 сочетались с завидной проходимостью, хотя ведущими были лишь задние колеса. Секрет заключался в прекрасной комбинации удачной развесовки, большого дорожного просвета (250 мм под задним мостом), малых свесов спереди и сзади. И еще любопытная деталь: рама была недостаточно жесткая на кручение по нынешним меркам, при езде по грунтовым дорогам она работала словно рессора, помогая подвеске и колесам.


  Конструкция грузовика многократно видоизменялась и, совершенствуясь, продержалась на производстве ровно тридцать лет, до октября 1963 года. Машину выпускали в Москве, Ульяновске и Миассе.

  Предыстория грузовика восходит к 1930 году, когда на московском заводе АМО (ныне ЗИЛ) началось изготовление 2,5 – тонных грузовиков АМО-2 с использованием импортных узлов от машин «Аутокар». В окт. 1931-го в автомобиль внесли ряд усовершенствований и стали полностью комплектовать отечественными деталями, и он уже назывался АМО-3. В 1933-м модернизированный автомобиль с увеличенными рабочим объемом двигателя (с 4882 до 5555 см3) и мощностью (с 60 до 73 л.с.), более совершенными коробкой передач, карданным валом, задним мостом, тормозами получил индекс ЗИС-5, а в 1934–м стал первым советским автомобилем, экспортировавшимся за рубеж – в Турцию и Иран.

  Модель стала базовой для многочисленных модификаций и новых машин: трехосный ЗИС-6, автобус ЗИС-8, самосвал ЗИС-05, газогенераторные ЗИС-13 и ЗИС-21, машин повышенной проходимости ЗИС-32.


В военные годы на конвейер был поставлен ЗИС-5В упрощенной конструкции, с деревянной кабиной, с крыльями из кровельного железа, с тормозами только на задние колеса, без откидных боковых бортов кузова, металлических подножек, с глушителем упрощенной конструкции.
С 1947 до 1949 года на заводе выпускалась переходная модель ЗИС-50: грузовик ЗИС-5В с двигателем и пятиступенчатой коробкой, разработанными для нового ЗИС-150.
Уральский автомобильный завод модернизировал ЗИС и с 1950 года начал ставить на него усиленный редуктор заднего моста с передаточным числом 6,41 (вместо 6,28) и гидравлические тормоза.
Самая серьезная модернизация относится к 1951 году, когда на конвейер поставили модель «УралЗИС-5М». Она располагала более мощным (77 л.с.) двигателем с измененными головкой цилиндров, коленчатым валом, масляным и водяным насосами, кулачковым валом, толкателями клапанов, масляным фильтром. Появились усиленные полуоси, более эффективный глушитель. Годом позже двигатель получил тонкостенные вкладыши колен.вала вместо баббитовой заливки, а новые головка цилиндров, впускной и выпускной коллекторы позволили поднять мощность до 83 л.с.


Скругленные крылья передних колес, 12-и вольтовая система эл.оборудования, 110-литровый бензобак, новый рулевой механизм, двигатель с алюминиевыми поршнями мощностью 85 л.с. пришли в 1956 году, а с ними и новый индекс машины – «УралЗИС-355».
С 1958 года с конвейера в Миассе стал сходить «УралЗИС-355М» с кабиной и оперением, напоминающими ГАЗ-51. Машина получила отопитель, жалюзи перед радиатором, гидравлические амортизаторы, новое эл.оборудование. Она уже ходила не на шинах с архаичным обозначением размера (34 х 7 дюймов), а на современных покрышках размером 8,25 – 20. Ее скорость возросла с 60 до 75 км/ч, а грузоподъемность с 3 до 3,5 тонны.


  16 окт. 1963 года был изготовлен последний «УралЗИС-355М». Производство машины прекратилось, но их еще много лет можно было видеть на дорогах…

«За рулем»

Start Up

Отличный курс обучения для новичков  (БЛОГИ)

Комментариев нет:

Отправить комментарий