среда, 12 декабря 2012 г.

Демидовцев Марк Васильевич (1929-2011). Автомобильный дизайн ВАЗа


Демидовцев Марк Васильевич   Демидовцев Марк Васильевич, родился 13 мая 1929 года в городе Павлово-на-Оке Горьковской области в семье служащего.
После окончания семи классов в 1943 г. поступил в заводское ремесленное училище № 37.  С 1945 по 1952 гг. работал слесарем-гравером на том же заводе. В 1952 году поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной, на восьмигодичное обучение.
  Немногоие знают, что Демидовцев начинал карьеру на Павловском автобусном заводе, где сделал самый эффектный советский концепт-автобус ПАЗ-Турист. Автобус, увешанный международными премиями и вошедший во все учебники по автобусному дизайну. Но, увы, так и не запущенный в производство...


  А сейчас, в 2012-м, на Павловском заводе выпускают, извините, ЭТО ...

  В 1967 г., 1969 г. М.В. Демидовцев участвовал в международных дизайнерских конкурсах по автобусам в г. Ницце (Франция). За оригинальность и новизну был награжден двумя золотыми знаками, завод отмечен Кубком президента Франции Шарля Де Голля...а ЭТОТ "апельсин" не то что на дизайнерские конкурсы отправлять, иностранным туристам показывать стыдно...
Через 43 года после легендарной модели...

  В 1970 году Демидовцев М.В. был приглашен на Волжский автомобильный завод в конструкторско-экспериментальное управление на должность руководителя отдела дизайна автомобилей.
Скончался бывший главный дизайнер ВАЗа Марк Васильевич Демидовцев.

  Организовал службу дизайна, руководил проектными работами всех разрабатываемых автомобилей АО «АВТОВАЗ». Имеет свыше сорока авторских свидетельств на промышленные образцы автомобилей Комитета по изобретениям СССР.
Назначен главным дизайнером управления Научно Технического Центра ВАЗа. В этот период был разработан проект нового дизайн-центра. Проект был осуществлен, в связи с чем была развернута работа по различным моделям и модификациям легковых автомобилей АО «АВТОВАЗ».
За период работы в области дизайна награжден государственными наградами:
  • 1973г. – Орден Трудового Красного Знамени;
  • 1991г. – Орден Дружбы народов;
  • 1995г. – Орден Почета;
  • 2000г. – Медаль Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского I степени;
  • 2002г. – Благодарственный Знак I степени за участие в строительстве Спасо-Преображенского Собора.
      Медали:
  • За доблестный труд;
  • За долголетний добросовестный труд;
  • Медаль в ознаменование 100-летия рождения В.И. Ленина;
  • Медаль «Ветеран Волжского автомобильного завода»;
  • Медаль Союза дизайнеров России за заслуги в развитии дизайна.
1998-2005гг. – помощник вице-президента по техническому развитию ОАО «АВТОВАЗ».
Член Союза дизайнеров России
Член Союза архитекторов России
Лауреат Премии Президента РФ в области литературы и искусства
25.05.2005г. за выдающиеся заслуги перед городским сообществом в области науки и техники, активную общественную работу Демидовцеву Марку Васильевичу  присвоено звание «Почетный гражданин города Тольятти».

  Марк Васильевич был абсолютным авторитетом для многих ВАЗовцев, историей во плоти, которая рядом с тобой. Ему было 82, а он всё ходил на работу. В НТЦ у него был свой кабинет
он там чуть-ли не жил, даже картошку жарил....
   Работал Марк Васильевич помощником вице-приезидента ВАЗа по техническому развитию, но это так, номинально. Фактически у него была другая должность: человек-легенда.
 Он делал какие-то архитектурные проекты, спроектировал потрясающее здание для автомобильного музея ВАЗа, которое, даст Бог, будет когда-нибудь построено, за руку здоровался с Патриархом: церковка перед зданием дизайн-центра – тоже его проект.


  Под его началом разрабатывался дизайн всех самостоятельных моделей ВАза, от Нивы до Калины. И уже на проекте Калина Марка Васильевича сменил Лобанов, нарисовавший эту машину.
  Демидовцев не принял революции не очень понял, что произошло, когда французы купили блокпакет завода и прислали в Тольятти своего дизайнера – Энтони Грейда. Кажется, он искренне считал это временным явлением, дескать, поживём немного – и прогоним этих непутёвых французов.

  Марка Васильевича не обожествляли. Скажу больше: к нему многие относились весьма прохладно. И когда он ушёл на пенсию и занялся архитектурными проектами, вздохнули: наконец-то. Действительно, он провёл в главных дизайнерах четверть века, это много даже для гения. Но всё равно, дизайнеры считают его своим учителем и покровителем. И те, с кем он не сработался, и те, кто мог бы занять его место, но не занял – Ярцев, Сёмушкин, Патрушев, Рузанов



Комментариев нет:

Отправить комментарий