пятница, 30 декабря 2011 г.

АМФИБИИ

  Первые попытки создания плавающей колесной машины были сделаны в 1907 г на Сене. В смысле – на реке Сена, во Франции. Соблазнительная идея постройки земноводной машины натолкнулась сразу на значительные технические трудности.
 Кроме всех агрегатов «земного» автомобиля, плавающая машина должна иметь герметичный кузов, и в то же время через его стенки надо выводить наружу оси, тяги, рессоры, валы, а значит, делать сложные уплотнения и сальники, герметичные тормоза. Нужен и какой-то водоходный движитель, например, гребной винт, а также водооткачивающие насосы, водяные рули, якорные и другие специфические устройства.
 Несмотря на значительный прогресс эти гибриды и сегодня уступают и автомобилю и моторной лодке.
 Но если для решения обычных транспортных задач амфибия не имела первостепенной важности, то для армии она необходима. С ее помощью ускоряется преодоление рек, когда мосты разрушены, форсирование озер, высадка десанта с кораблей…Во время Второй мировой войны они уже широко использовались в боевых операциях. Наиболее распространенными тогда были четырехместный «Форд - ГПА» и грузовой трехосный «ДжиЭмСи – Дак» (США),  «Фольксваген –КДФ-166» (Германия).

                                                  «ДжиЭмСи – Дак» (США).
Грузоподъемность – 2 500 кг.
Мощность –90 л.с.
Длина – 9,45 м.
Снаряженный вес – 6190 кг.
Для движения на плаву служит гребной винт.
Скорость – 80 км/ час на суше, - 8 км/час на воде.
 Модель «Дак» применялась армиями Канады, Англии, СССР и США.



                                         «Фольксваген –КДФ-166» (Германия).
Базировался на узлах известной модели «ЖУК». Гребной винт при движении по суше откидывался, чтобы исключить повреждение лопастей о неровности дороги.
Мощность –20 л.с.
Длина – 4 м.
Снаряженный вес – 1400 кг.

  Позже армейские плавающие автомобили стали делать во многих странах.  Одни машины передвигаются по воде за счет тяги, создаваемой гребным винтом, другие – благодаря реактивной струе, выбрасываемой водометом, третьи гребут колесами. Наивысший КПД, естественно, у гребного винта, но его легко повредить при движении по бездорожью. Для обеспечения заднего хода винт оснащают либо реверсным устройством, либо поворотными лопастями.
Водомет проще, надежней и дешевле и лишь немногим уступает винту по КПД. Поэтому сегодня водометы получили наибольшее распространение.



  Советский автомобиль-амфибия послевоенного периода – ГАЗ-46 («МАВ»)
Число мест – 4.
Грузоподъемность –500 кг.
Мощность –55 л.с.
Длина – 5 м.
Колесная формула – 4 х 4.
Снаряженный вес – 2 000 кг.
Для движения на плаву служит гребной винт.
Скорость – 90 км/ час на суше, - 9 км/час на воде.





  Четырехосный «БАРК» (США)
Грузоподъемность – 54 000 кг. или 203 солдата.
Мощность – четыре мотора по 165 л.с.
Длина – 18,75 м.
Колесная формула – 4 х 4.
Снаряженный вес – 89 000 кг.
Для движения на плаву служит гребной винт.
Скорость – 16 км/ час на суше, - 12 км/час на воде.
Это самый большой современный плавающий автомобиль.


  Конечно, велик соблазн сделать плавающий автомобиль в виде лодки, но в таком случае он получается чрезмерно длинным, что затрудняет маневрирование на суше.


   Известны модели легковых амфибий для охотников, рыболовов, лесников, туристов. В 60-е годы был популярен «Амфикар», изготавливаемый на АКВ в г. Вуппертале (ФРГ). В компоновке ее заметно родство с «Фольксвагеном-КДФ-166» военных лет. Любопытная особенность – боковые двери, нижняя кромка проема которых проходит ниже ватерлинии. Несмотря на удачную в целом конструкцию, автомобиль имел плохой сбыт из-за сравнительно высокой цены (вдвое больше, чем легковые модели, близкие по габаритам). Зато сейчас этот автомобиль – истинная находка для РЕТРО-коллекционеров.

                                                       Кабриолет «Амфикар» (ФРГ)
Роль водяных рулей выполняют передние колеса
Число мест – 4.
Мощность –45 л.с.
Длина – 4,35 м.
Колесная формула – 4 х 2.
Снаряженный вес – 1040 кг.
Для движения на плаву служит гребной винт.
Скорость – 80 км/ час на суше, - 12 км/час на воде.


 
  Позже получили распространение «джигеры»  (от немецкого – «егерь»). У этих очень простых и дешевых легких машин на шести или восьми колесах с небольшими, но широкими шинами водонепроницаемый корытообразный корпус. Колеса не имеют упругой подвески. На суше «джигер» поворачивается за счет притормаживания колес одного из бортов (как танк). Такие машины производят в Англии, Италии, Канаде, США, ФРГ и Швейцарии.

                                                   «Джигер» (Канада)
Мощность – два мотоциклетных двигателя по 12 л.с.
Грузоподъемность – 200 кг.
Длина – 1,9 м.
Колесная формула – 6 х 6.
Снаряженный вес – 90 кг.
Для движения на плаву служат шины.
Скорость – 45 км/ час на суше, - 11 км/час на воде.

                                                          Авто/части для иномарокВопросы  на e-mail:    stek.sd@abv.bg

Комментариев нет:

Отправить комментарий