четверг, 1 июля 2010 г.

ЗИС - 13 Газогенераторные автомобили СССР




 ЗИС - 13








Первым отечественным серийным газогенераторным автомобилем стал ЗИС-13 на шасси ЗИС-11 (длиннобазная модификация грузовика ЗИС-5). Спроектирован под руководством инженера А. Скерджиева с использованием генератора конструкции А.Пельтцера. Двигатель мьшины имел повышенную (с 4,8 до 7,0) степень сжатия, газосмеситель вместо карбюратора и зажигание от магнето. Запас хода составлял 90 км. В 1936 году была выпущена партия в 900 штук, а в 1939 году заменили эту машину более совершенной моделью ЗИС - 21.
Колесная формула  - 4х2, число мест - 2, грузоподъемность - 2500 кг, Двигатель: число цилиндров - 6, рабочий объем - 5555 см3, мощность - 45 л.с. при 2400 об/мин, число передач - 4, размер шин - 34 х 7, масса в снаряженном состоянии - 3700 кг, длина - 6670 мм, ширина - 2235 мм, высота - 2180 мм, база - 4420 мм, скорость - 45 км/час.

Идея сухой перегонки древесного топлива в газ для использования его в автомобильном двигателе давно занимала умы конструкторов. С 1931 года в НАТИ (НАМИ) начал работу спец отдел занимающийся разработками автомобильных газо генераторных установок. Скоро был изготовлен газогенератор НАТИ-Г14, который был принят для серийного производства.
30 ноября 1934 года семь отечественных автомобилей с газогенераторными установками вышли по маршруту Москва-Ленинград-Москва. Отчет о пробеге дал ценные сведения для их дальнейшего совершенствования.
  Введение газогенераторных машин позволило заменить бензин местными сортами топлива, поставило эксплуатацию авто парка вне зависимости от доставки жидкого топлива в самые отдаленные районы страны. Эти установки изготавливали ЗИС, ГАЗ, НАТИ.
 В июле-августе 1938 года был проведен всесоюзный пробег 17 газогенераторных автомобилей по маршруту (за 52 дня было пройдено 10 890 км) Москва-Куйбышев-Казань-Уфа-Магнитогорск-Омск-Свердловск-Киров-Горький-Ярославль-Вологда-Ленинград-Минск-Киев-Курск-Орел-Тула. Учасвовали в пробеге 64 человека, из них 24 водителя. 5 участников были награждены орденами "Знак Почета", 28 - Почетными грамотами Президиума Верховного Совета СССР...
 Экономический эффект внедрения газогенераторного автомобиля ЗИС-21 (обр.1938 г):
 в течение года позволило сберечь 20 тонн дефицитного в те годы бензина. Взамен машина расходовала 80 тонн (~200 м3) древесины.
 Уже в 1940 году в отдаленных районах эксплуатировалось около 5 000 таких машин и 400 тракторов. В годы Великой Отечественной войны они получили широкое распространение.
 В 1951 году 15 000 таких машин и 12 500 тракторов продолжали работу в разных районах страны.
 Сейчас их на дорогах, конечно, не встретиш...

Комментариев нет:

Отправить комментарий