понедельник, 5 июля 2010 г.

Паровые автомобили

В Парижском "Хранилище искусств и ремесел" стоит самая первая в мире самодвижущаяся повозка - паровая телега Кюньо. Он не изобретал двигателя (на телеге был установлен двигатель, напоминающий машину Ползунова), а сосредоточил внимание на проектировании самодвижущейся повозки, используя все достижения тогдашней техники.



Паровая телега Кюньо, Франция, 1769 год. Грузоподъемность 3 тонны, 2 цилиндра, 2 л.с., скорость - 4 км/час




Перед ним был лишь один образец - конная повозка, у которой передняя ось поворачивается на шкворне. заменил два колеса одним,( легче стало поворачивать его на месте и телега стала трехколесной), добавил цепной привод от рукоятки управления к колесу.


Лошадь находится впереди и тянет за переднюю ось, значит и двигатель нужно ставить спереди...Но шток паровой машины должен перемещаться в плоскости, параллельной плоскости колеса, и К смонтировал весь двигатель на колесе, и двигатель, как лошадь, отклонялся при поворотах вправо и влево...
Начались пробные поездки с грузом до 3-х тонн.
...Телегу мог обогнать любой пешеход, и останавливаться приходилось каждую четверть часа для добавки топлива...Ужасались и ликовали парижане !
 К и его помощник-кочегар в поте лица вращали рукоятку управления и однажды не справились с управлением...телега врезалась в стену арсенала и пробила ее как таран, котел сорвал крепления, упал и взорвался "с грохотом на весь Париж" (как писали в газетах)...

В первой четверти позапрошлого века наступила эпоха английских паровых омнибусов, еще более громоздких, но работоспособных. Двигатель находился сзади или внизу  вращал задние колоса и переставлял "ноги", которые по идее должны были помогать колесам...
 Для управления служила особая третья ось на поворотном рычаге как руль у лодки.
 Обеспокоенные конкуренцией, хозяева дилижансов добились от парламента закона "О дорожных локомотивах". Закон гласил, что перед каждым паровиком должен идти человек с красным флагом и предупреждать окружающих об опасности...этим сводился на нет главный козырь омнивусов - скорость...и они исчезли с дорог Англии...чтобы появиться во Франции.

Они стали легче и мощнее. Французский инженер Леон Серполле сконструировал змеевиковый котел, запас воды уменьшился,двигатель быстро разогревался, непрерывно давая необходимое количество пара, не было его скопления (что приводило к взрывам).
 На одной из своих машин Серполле выиграл три раза подряд кубок Ротшильда в Ницце, установил в 1902 году мировой рекорд скорости - 120 км/час, а через год - 144 км/час...
 Последние модели паровиков поразительно бесшумны (если не дергать за свисток !...), долговечны, просты в управлении, быстро запускаются и не загрязняют воздух. Лишь в одном они далеко отстают от бензиновых - на единицу их мощности приходится вдвое-втрое больший вес. Не случайно отступили паровозы...
 Но паровики оставили в жизни каждого из нас свой след...ведь слово "шофер" в переводе с французского - "кочегар"...

Комментариев нет:

Отправить комментарий