пятница, 16 декабря 2011 г.

Первый четырехосный – ЯГ-12

Start Up




  Этот сложный и оригинальный по конструкции автомобиль, первый в нашей стране со всеми ведущими колесами, произведен в Ярославле, на скромно оснащенном производстве, которого в 1-й пятилетке не коснулась реконструкция.
  «Четырехоска» 8 х 8 была спроектирована в 1932 году небольшим конструкторским коллективом ярославского автозавода под свежим влиянием его предыдущей разработки – трехосной разработки ЯГ-10 и на ее технологической основе.
 Непосредственно руководил этими работами главный конструктор инженер Алексей Семенович Литвинов. 


  Грузовики колесной формулы 8 х 8 были тогда в новинку. Ярославский автомобильный  взялся за разработку этой конструкции почти одновременно с английскими фирмами «Гай», «Лейланд» и «Армстронг-Сиддли».


  Новая модель представляла собой фактически трехосный ЯГ-10, у которого передняя, неведущая ось была заменена двухосной рессорно-балансирной тележкой с четырьмя ведущими и управляемыми колесами. Тем самым вместе с проходимостью машины удалось повысить до 12 тонн ее грузоподъемность (8 тонн на бездорожье) при полной массе 20 тонн. Это характеризует ЯГ-12 как весьма рациональную конструкцию с высокой удельной грузоподъемностью, что среди полноприводных автомобилей нечасто встречается даже сейчас.
  Двигателей подходящей мощности отечественная промышленность еще не производила и для машины был использован импортный карбюраторный мотор «Континенталь-22Р». Крутящий момент передавался коротким карданным валом на двухступенчатую раздаточную коробку, а от нее – на переднюю и заднюю двухосные тележки колес и к лебедке.
  Задняя тележка вместе с балансирной рессорной подвеской была полностью использована от уже освоенного ЯГ-10. Мосты ее – с двойными главными передачами, проходные (типа применяемых позже в ЗИЛ-131, Урал-375 и КамАзе). Все шестерни у машины были, как у всех довоенных моделей завода, прямозубыми из-за отсутствия оборудования для нарезания шестерен со спиральным зубом, поэтому машина издавала характерный шум. Конические роликоподшипники, требующие тщательной регулировки, не применялись.



  Интересно был решен вопрос по приводу к четырем поворотным колесам передней тележки. Здесь главная передача каждой пары была укреплена жестко на раме, а крутящий момент к колесам передавали короткие поперечные  карданные валы с универсальными одинарными шарнирами. Колеса каждой оси передней тележки соединялись между собой жесткими балками (т.н. подвеска Де-Дион»). Подобная конструкция была применена у нас впервые. Всего для привода всех восьми колес (из них четыре передних – поворотные) служили девять карданных валов с восемнадцатью одинарными открытыми универсальными шарнирами!

  Серийный рулевой механизм был связан  продольной рулевой тягой со второй управляемой осью  и идущей от нее другой продольной тягой – с первой осью.
  Машина имела механический привод ножных тормозов на колеса  задней тележки с таким же вакуум-усилителем, как у ЯГ-10. Внутренний диаметр тормозных барабанов был внушительным – 460 мм (больше чем у МАЗов и КрАЗов 1980-х годов!) при ширине тормозных колодок 100 мм. Ручной тормоз – центральный, ленточного типа, размещался на заднем выходном валу раздаточной коробки.
  Рама, как и у всех ярославских грузовиков, состояла из склепанных швеллеров разного сечения и была надежной и долговечной, хотя и тяжеловатой.


Start Up

Отличный курс обучения для новичков  (БЛОГИ)

Комментариев нет:

Отправить комментарий