Фигурная езда на одном колесе велосипеда или просто на одном колесе давно и прочно вошла в репертуар любого цирка.
Однако оседлать подобным манером колесо мотоцикла еще не удалось никому. Причина ясна - не так-то просто изобрести «моноцикл», ибо в этом случае требования к системе управления и равновесия необычайно высоки. Однако с этими проблемами удалось справиться.
Для повышения чувствительности системы управления двигатель работает при постоянном числе оборотов и снабжен электромагнитным фрикционным сцеплением, а колесо – электромагнитным фрикционным тормозом.
1 – генератор постоянного тока, 2 – регулятор напряжения генератора, 3 – преобразователь, повышающий постоянное напряжение генератора, 4 – усилитель результирующего сигнала, 5 – тахометр, 6 – потенциометр с ручным управлением (пальцем), 7 – регулятор силы тока в магнитных системах сцепления и торможения.
Вся роль «освоения» малопослушного экипажа заключается в чувствительном потенциомере, управляемом большим пальцем водителя. Так регулируется сила постоянного тока в системе магнитного сцепления и тормоза.
Тахометр измеряет скорость вращения колеса, которая непрерывно сравнивается со скоростью, задаваемой ручным рычагом потенциометра. От разницы между этими скоростями (сигнала «ошибки») зависит сила тяги двигателя. Таким образом, тяга – результат взаимодействия магнитного сцепления и магнитного тормоза.
На словах управление моноциклом весьма просто – когда водитель чувствует, что начинает падать вперед, он прибавляет «газу», когда отклоняется назад, притормаживает и «взбирается» на верх колеса. Моноцикл может гонять до 25 км/ час.
Комментариев нет:
Отправить комментарий